- КОНОСАМЕНТ
- – документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю при перевозке грузов морским путём. К. имеет троякое значение: 1) служит доказательством заключения договора морской перевозки и его условий; 2) является распиской, удостоверяющей принятие перевозчиком груза, и 3) служит товарораспорядительным документом, т. е. документом, предоставляющим его правомерному держателю право распоряжаться грузом, осуществлять сделки купли-продажи груза, его залога и т. п. Значение К. особенно велико во внешней торговле.
К. выдаётся, когда договор морской перевозки грузов совершается без включения в него условия о предоставлении грузоотправителю всего судна или части его. Поэтому по К. обычно производится перевозка на регулярных линиях грузов в количестве, недостаточном для загрузки всего морского судна или его части. Но К. выдаётся перевозчиком и в тех случаях, когда под перевозку предоставляется всё судно и соответственно перевозка груза оформляется путём заключения чартера. Это делается с той целью, чтобы грузоотправитель, обладая К. (товарораспорядительным документом), мог распоряжаться грузом путём передачи К., что он не может сделать по чартеру. В этих случаях содержанием К. определяются правоотношения между перевозчиком и получателем груза. Условия договора морской перевозки, не изложенные в К., обязательны для получателя постольку, поскольку в К. сделана ссылка на чартер, содержащий соответствующие условия.
К. составляется перевозчиком в нескольких экземплярах тождественного содержания, причём в каждом из них отмечается число составленных экземпляров К. Для получения груза достаточно предъявление перевозчику одного экземпляра К., и после выдачи по нему груза все остальные экземпляры К. теряют силу.
Применяются 3 вида К.: именные, составленные на имя определённого получателя; ордерные, по которым грузы выдаются по приказу отправителя или получателя, в зависимости от того, как это предусмотрено К.; предъявительские, по которым груз выдаётся держателю К. Для передачи именного К. требуется именная надпись; ордерные же К. передаются по именным или бланковым передаточным надписям (см. Индоссамент, Ценная бумага). К- на предъявителя передаётся посредством простого вручения.
К. может быть выдан после погрузки груза на борт судна, и в этом случае в тексте К. указывается, что груз погружён на судно. В тех же случаях, когда К. выдаётся на груз, ещё не погружённый на борт судна, то в тексте К- содержится указание о том, что груз принят для перевозки или для погрузки. Практика международного торгового мореплавания признаёт наибольшее значение за К., выдаваемыми на грузы, погружённые на борт судна. В советском законодательстве постановления, касающиеся К-, содержатся в Кодексе торгового мореплавания СССР (в гл. 5 «О договорах морской перевозки»).
Юридический словарь. — М.: Госюриздат. Главный редактор С.Н. Братусь и др.. 1953.